Все о монгольских песчанках и других домашних питомцах

Клавир «Золотой долины»

01.09.2017

В дальнейшем композитор дважды пытался добиться усовершенствования либретто, но это ему не удалось. В 1953 году к созданию нового варианта «Золотой долины» (ввиду того, что основной автор отказался это сделать) был привлечен драматург Л. Д. Левин. Но второй вариант либретто лишь частично менял содержание пьесы, написанной в 30-х годах. А между тем немало в ней (в частности, конфликт, основанный на национальных предрассудках) явно устарело и в 50-е годы уже не звучало. Композитор отнесся к возможности обновления «Золотой долины» с исключительным увлечением. Многое в старой партитуре пересочинил, от многого отказался и, по сути, создал наполовину новое произведение, музыкальные достоинства которого чрезвычайно высоки.

Клавир «Золотой долины» заметно преображался, вырастал. Интересно, что теперь Дунаевский по-новому подошел и к грузинскому тематизму. Тем более досадным было то, что либретто в измененном его виде не подхватывало основных творческих идей музыки. «Золотая долина» по-прежнему остается, как это нередко случалось и у других опереточных композиторов (в особенности у И. Штрауса), музыкальным сочинением, нуждающимся в совершенно новом либретто. У вас увеличены лимфоузлы? Узнайте чем лечить лимфаденопатию.

Рождение «Золотой долины» знаменовало возвращение композитора в оперетту, ныне - большой и сложной музыкальной формы. Основной жанровый признак «Золотой долины», как и последующих его музыкальных комедий, - лирико-романтическая оперетта. Жанр в таком понимании был теперь особенно близок композитору, можно сказать, что иным он себе его и не представлял. Действительно, следующее его произведение для опереточного театра, посвященное памяти П. И. Чайковского, заметно приближается к лирической опере. Дунаевского здесь мало интересовали комедийно-буффонные элементы. Это - оперетта-песня, оперетта-романс. Давняя горячая любовь Дунаевского к творчеству П. И. Чайковского, особенно близкого его индивидуальности, побуждала его попытаться создать оперетту, которая, будучи посвящена памяти великого русского композитора, музыкально как бы отталкивалась от особенностей его лирики.