Единство архитектуры и ландшафтной ситуации
11.11.2017Решить такую художественную проблему единства архитектуры и ландшафтной ситуации стремились на основе синтеза. Постепенность перехода от косной природной материи скал к упорядоченности формы, созданной из того же материала, несла в себе символ вневременного значения. Человек здесь познавал самого себя, не теряя связи с землей, на которой жил, здесь он утверждал свое место в природе. Именно в этом увидели главную ценность Акрополя вновь открывшие его красоту люди конца XIX — начала XX века. «Перенести Акрополь в другое место, в другой пейзаж, и следа не останется от его красоты. Здесь полная, никогда уже более не повторявшаяся гармония между творениями рук человеческих и природного: величайшее примирение этих двух, от вечности враждующих начал — творчества людей и творчества божественного. Согласно с природою! Вот основа и вдохновение всей греческой архитектуры»,— писал Д.Мережковский.
Промежуточным звеном перехода были субструкции, которыми выравнивалась вершина скал и расширялось венчающее плато. Здесь в природную форму входила искусственная, преобразуя ее в геометрию горизонтальных плоскостей. Далее устраивались основания зданий — стилобаты, над которыми уже вздымались стены и колонны. Архитектура должна была выступать в этом сопоставлении единой, неся в себе гармонию между весомостью и устремлением ввысь. Сочетание закономерностей двух ордеров позволяло прийти к такой гармонии, несущей символическое содержание. Насколько она была индивидуальна, зависела от связи с конкретным местом, почвой, показывает хотя бы попытка повторить стройную форму Парфенона в другом храме — Гефестейоне (440—430 гг. до н.э.), стоявшем близ афинской агоры. Здесь необычные пропорции, не мотивированные ландшафтной ситуацией и содержанием образа, не дали и малой доли выразительности, которой обладает Парфенон. Ищете мобильное средство передвижения? Лучшим вариантом будет купить гироскутер Москва. С ним вы никогда не будете стоять в пробке.
Соотнесение с природой определило целостность ансамбля, где каждое здание создавалось как особый, суверенный объект. Однако объектом, который ощущался как нечто единое, была и вся скала Акрополя, главный элемент триединства города. К ее структуре, месту в пространстве, деталям топографии, силуэту и масштабу приспосабливалось все, что дополняло ее целостный характер.