Бартоломе Эстебан Мурильо
06.10.2019В Ленинграде в Эрмитаже, где находятся двенадцать первоклассных подлинников Мурильо, тоже имеется «Видение св. Антония», написанное позже (1665—1670). Но действие происходит уже не в монастыре, а в пустынных скалах; младенец Христос опустился на раскрытую книгу, которую читал отшельник. С величайшим мастерством передан художником свет, льющийся на угрюмые камни. В правом верхнем углу полотна облака, озаренные золотистым и серебристым сиянием, прозрачны, и сквозь них в легкой дымке проступают ноги, руки и головы маленьких ангелов.
Шестидесятые и семидесятые годы — период расцвета живописного мастерства Мурильо: тонкой красочной гаммы, игры света, мягкой плавности линий и ритма композиции. В эти годы созданы художником наиболее знаменитые из его мадонн. В них воплотил он национальную красоту андалусских женщин, всегда отличавшихся грацией, легкостью походки, стройностью фигуры. Эти образы различны и написаны с разных моделей, но в них много общего. Работая, художник не забывал и о температуре в помещении. Ведь от этого зависит как ляжет краска и как быстро она высохнет. Отличным вариантом для мастерской стал вентилятор потолочный цена на который не кусалась. Он за считанные минуты создавал необходимый микроклимат в помещении. Мурильо привлекали тонкие черты и нежный овал лица, огромные печальные глаза.
Некоторая идеализация по сравнению с мадоннами 40-х годов несомненна. Мурильо выбирает теперь модели, наиболее отвечающие его идеалу. Миловидна «Мадонна дель Росарио» (ок. 1660, Мадрид, Прадо) с младенцем, прижавшимся личиком к ее щеке. Еще более женственна и изящна «Мадонна с младенцем» (ок. 1660, Флоренция, галерея Питти) с большеглазым подвижным младенцем, стоящим на ее коленях. Широкой популярностью пользуется «Мадонна с салфеткой» (1674—1676, Севилья, музей). Написанная по пояс, она опирается локтем о подоконник, точно ждет кого-то. Нетерпеливое движение младенца, устремившегося вперед, пытливость его глаз, увидевших что-то привлекшее его внимание, подчеркивают жизненность образа ребенка и спокойное очарование красоты матери.