Постминимализм и процесс-арт
02.09.2020Поскольку «Проект для Помона-колледжа» создан в расчете на конкретное место, его можно назвать сайт-специфичным. А поскольку он был внедрен в пространство музея с целью обнажить социокультурную логику этого пространства, его можно отнести к разряду институциональной критики. Наконец, учитывая дематериализацию художественного объекта и акцент на социальные конвенции, служащие незримой гарантией якобы «универсальных» условий эстетического суждения, можно также увязать «Проект для Помона-колледжа» с задачами концептуального искусства. И все же феноменологическая многомерность этой работы, предлагавшей зрителям физически перемещаться внутри нее и тем самым принимать участие в формировании ее значения, скорее заставляет рассматривать ее в контексте других, более материальных интервенций вроде тех, которые осуществляли Серра, Науман и Роберт Смитсон, чьи работы трудно классифицировать как концептуализм.
Подходящим примером служит работа Ричарда Серры «Помеха: посвящается Роберте и Руди» — массивная стальная плита высотой 2,5 метра, длиной более семи метров и толщиной 2,5 сантиметра, не оставляющая у зрителя сомнений относительно своей огромной массы. Можно было бы назвать эту работу минималистской в силу предельной простоты ее формы и конструкции (плита поддерживается в вертикальном положении лишь благодаря упору в угол галереи, где она экспонируется), но есть в ней нечто такое, что выходит за рамки минимализма. Существенным тут является противоречие между внушаемой зрителю угрозой, что эта громада не устоит и обрушится на него, и впечатлением ее дематериализации, вплоть до состояния «шва» — линии, одновременно разделяющей и соединяющей, как склейка между двумя частями фильма, через которую наше воображение перескакивает, связывая один эпизод с другим и создавая таким образом иллюзию целостного и непрерывного пространственно-временного поля.
Сайт любимого казино заблокирован? Зеркало официального сайта казино Вулкан Престиж позволит продолжить игру в обход всех блокировок.
Пересекая зал наподобие перегородки, плита разрезает пространственный объем на две части, оставляя лишь небольшое открытое пространство в одном из углов. В процессе перемещения зрителя вокруг плиты она то сжимается в его восприятии до линии (или профиля), то снова разворачивается в плоскость. А пространство, соответственно, то блокируется перегородкой, то снова раскрывается, после чего блокируется вновь. В этом движении от закрытого к открытому и вновь к закрытому само пространство переживается как материал, разрезанный «<Помехой» как неким швом, который вместе с тем соединяет разъединенные части опыта. Более того, поскольку эта хирургическая операция осуществляется не кем иным, как самим зрителем, пересекающим пространство, этот процесс становится также функцией его перцептивной работы: зритель здесь активно участвует в процессе восстановления единства того мира, в котором существует.