Все о монгольских песчанках и других домашних питомцах

Кризис референции

07.01.2021

Для Шкловского всякое произведение искусства характеризуется набором «приемов», с помощью которых оно реорганизует «материал» (референт), придавая ему странность. (Понятие «прием», которому он нигде не дает строгого определения, было расширительным, призванным обозначать любую стилистическую конструкцию или риторическую фигуру на любом уровне языка: фонетическом, синтаксическом или семантическом.) Позднее, обратившись к произведениям, подобным «роману» Лоренса Стерна «Тристрам Шенди», автор которого уделяет большее внимание иронии над повествовательными кодами, чем фабуле, Шкловский стал рассматривать как «материал», реорганизуемый литературой, не только наше восприятие мира, но и язык повседневного общения.

Однако и тогда произведение искусства осталось для него суммой приемов, деавтоматизирующих этот «материал». Для Якобсона же «приемы» не просто составляют произведение: они вступают во взаимозависимость, образуют систему и выполняют конструктивную функцию, каждый по-своему содействуя специфичности и цельности произведения, подобно костям нашего скелета, каждая из которых играет в нем свою роль. Болеетого, каждый новый художественный прием или система приемов должны пониматься либо через смену других, ослабших или автоматизировавшихся, либо через их разоблачение (обнажение), как если бы они существовали всегда, но до этого оставались незамеченными. Одним словом, любой художественный прием (а не только мир в целом или язык повседневного общения) может сам стать «материалом», будучи остранен другим приемом. А значит, любой прием, с точки зрения Якобсона, нагружен семантически, представляет собой сложный знак с несколькими слоями коннотаций.

Именно это «второе» остранение Якобсон имеет в виду, говоря об «особом случае» выделения тех или иных приемов в кубистском произведении: обнажая традиционные механизмы живописного изображения, кубизм сослужил Якобсону и его коллегам ту же службу, какую невроз сослужил Фрейду, приведя его к открытию бессознательного. Подобно тому как особый (патологический) случай невроза направил Фрейда к общей теории психического развития человека, особый (остраняющий) случай кубизма подтолкнул русских формалистов к антимиметической, структурной концепции поэтического языка.

Любите драйв и адреналин? Азартные игры в казино Вулкан Россия ждут вас http://nalatty.com/novosti-ukrainy/azartnye-igry-v-kazino-vulkan-rossiya/.