Все о монгольских песчанках и других домашних питомцах

Звуковые ассоциации в живописи

15.12.2022

Вспомним, например, картину Рембрандта «Святое семейство». Мать, читающая библию, заботливо наклонилась над колыбелькой спящего ребенка. И кажется, что дитя во сне шевельнулось или издало какой-то звук и тем привлекло ее внимание. Мы «слышим», как скрипнула деревянная колыбелька, покачнувшаяся от прикосновения руки Марии, как прошелестела от ее движения страница перевернутой книги. Тихо льющийся сверху свет, персонифицированный в образах маленьких, усиливает мирный характер бытовой сценки. И в этой безмятежно-спокойной атмосфере неторопливо и мерно постукивает топор престарелого Иосифа, работающего на своем верстаке, различимом в мягкой мгле затененного заднего плана. Художественная полнота живописного образа вряд ли может быть здесь постигнута без вызываемых им звуковых ассоциаций.

Хотите купить яхту? Для начала стоит получить права на маломерное судно и освоить азы управления морским судном.

Неотделимы от живописного образа несущиеся, вибрирующие в «застывшем» воздухе звуки колоколов в «Вечернем звоне» И. Левитана или «звучащая тишина» в его картине «У омута». Мы легко можем представить себе гул и говор толпы в «Крестном ходе в Курской губернии» И. Репина или льющуюся над Волгой песню в его «Бурлаках».

Звуковые ассоциации в живописи могут не только вызываться восприятием художественного изображения в целом, но и касаться отдельных живописных средств. Так, принято говорить о цветовой гармонии, о колористической гамме картины или о звучном цвете, о красочном аккорде ит. п. Все подобные метафоры коренятся во взаимосвязи зрительных и слуховых восприятий и представлений, имеющей объективную основу в практике людей.